Генетически модифицированный организм (ГМО) — какое страшное словосочетание. Наверняка сразу вспоминается последний фильм про мутантов, вырвавшихся на волю из секретных военных лабораторий и принявшихся заражать всех вокруг. Ничего удивительного: большинство страхов перед ГМО порождено недостаточной информированностью. К сожалению, человек просто физически не в состоянии знать всё: специализация в какой-либо области автоматически отсекает все остальные. Однако, когда инженеры представляют нам принципиально новую технологию хранения данных или голографический экран, мы не испытываем внутреннего сопротивления. Чем же генный инженер отличается от обычного?
Так ли уж страшны ГМО-продукты?
Эволюция не по Дарвину
Если обычные инженеры возятся с металлом, пластиком и микросхемами, то их коллеги генетики работают над живой материей. Люди тоже живые, и потому они неосознанно отождествляют себя с объектами работы генетиков. Вмешательство в естественный порядок вещей — популярное обвинение по отношению к генной инженерии. А вы держите дома персидскую кошку? Или маленькую, симпатичную собачку чау-чау? А ведь это тоже результат преднамеренного вмешательства в естественный порядок вещей. Единственное отличие: здесь вмешательство происходило постепенно, на протяжении поколений. А генная инженерия просто позволяет нам достичь желаемого гораздо быстрее, только и всего.
Страшен ли чёрт?
Но основная масса людей задумывается вовсе не об этом. Генно-модифицированные берёзы большинству глубоко безразличны, а синие розы или люминесцентные кролики в лучшем случае вызовут умеренное удивление. Современных людей трудно шокировать театральными эффектами. При мысли о генетически модифицированных организмах, первое, что беспокоит человека — это вовлечённость оных в продукты питания. Считается, что потребление трансгенной пищи может вызвать непредсказуемые последствия, как то: аллергические реакции, пищевые отравления и даже мутации, причём, не только у потребителя ГМО, но и у его потомков. Попробуем с этим разобраться.
Не ешь, братец, козлёночком станешь!
Начнём с самого нелепого страха: мутации потребителя трансгенных продуктов из-за присутствия в них чужеродных генов. Своего абсурда это обвинение достигает в формулировке: «В простом помидоре нет генов, а в трансгенном — есть!» Увы, но самая обычная говядина и самый заурядный картофель — словом, вся органическая пища — тоже, как ни странно, содержит гены. Причём, их «чистоту» от мутаций вам никто не гарантирует.
Даже яблоки, лежащие на вашем столе, отличаются друг от друга генетически: в каждом из них присутствуют мутировавшие гены. И мы безо всякого вреда для себя их едим. Всё равно все сложные органические соединения, к которым относится и молекула ДНК, разложатся на простые составляющие в процессе пищеварения. Если только температура кипения при готовке не расправится с ними раньше.
Аллергия на чушь
Более конструктивно выглядят обвинения, касающиеся возможной токсичности и аллергенноети генно-модифицированных продуктов. Часто приводится пример, когда трансгенная соя стала причиной аллергической реакции у людей. Виновато в этом было повышенное содержание в сое метионина, достигнутое путём генной модификации. Случай неприятный, но ГМО к нему никакого отношения не имеет.
Аллергия — это реакция сверхчувствительной иммунной системы человека на определённый раздражитель. Вы когда-нибудь читали на упаковках шоколада надпись: «Может содержать арахис»? Так производитель предупреждает чувствительных к этому ореху людей о возможной аллергической реакции. И никто ведь не пытается запретить эти шоколадки. В случае же с соей аллергеном оказался белок метионин — ген производства которого был позаимствован у «бразильского ореха». Именно поэтому люди с аллергией на «бразильский орех» точно так же отреагировали и на сою. Этот, по сути, единичный случай очень любят приводить как пример аллергенности ГМО, при этом забывая, сколько таких же «обычных» аллергенов безо всяких предупреждений продаётся в магазинах. Ну, конечно, они-то не трансгенные!
Схожие обвинения в адрес ГМО касаются и токсичности. А ведь генно-модифицированные продукты, перед тем как попасть на коммерческий рынок, проходят такую жёсткую проверку, которая и не снилась их коллегам, выведенным методом простой селекции. Так что это ещё очень большой вопрос, какие продукты безопаснее.
Природа-мать
Ещё одно популярное возражение против ГМО состоит в том, что трансгенные растения и животные нарушают экологическое равновесие региона, в котором обитают. Например, перекрёстное опыление вполне может стать причиной передачи дикорастущим видам признаков, полученных в результате генной инженерии. Дальше мнения расходятся. Одни опасаются появления суперсорняков, не боящихся гербицидов и вредителей, огнеупорных и пуленепробиваемых. Другие же больше ратуют за сохранение исконных видов, положение которых окажется весьма шатким из-за присутствия на сцене их более приспособленных модифицированных родственников.
Да, существует весьма редкое явление, называемое горизонтальным переносом генов. Но морозостойкая пшеница, выведенная путём селекции, тоже может таким способом передать свою морозоустойчивость. Отчего же никого не волнует возможность появления сорняков, стойких к холоду?
Что же касается угрозы исчезновения исконных видов. Кто-нибудь знает, как выглядит та же «исконная» пшеница? Нет? Естественно, потому что такое понятие, как исконный вид, может иметь смысл лишь с точки зрения эволюции. Когда можно посмотреть назад и сказать: «Вот этот вид был исконным предком нашей пшеницы». Разумеется, этот вид давным-давно исчез, вытесненный своими потомками. Не без помощи людей, кстати, которые именно этих самых более конкурентоспособных потомков и отбирали для себя.
ГМО бояться — в магазин не ходить
Покупать ли генно-модифицированные продукты?
Хотим мы того или нет, но современная наука и техника развивается очень быстро, вываливая свои открытия на, подчас, совершенно неподготовленного к ним обывателя. Возможность генетической модификации организмов — как раз такое открытие. На пути к своему коммерческому воплощению оно прошло через горнило проб и ошибок, как и любое другое изобретение. И сейчас в мыслях потребителей оно претерпевает своего рода «испытательный срок». Люди совершенно справедливо хотят знать, действительно ли трансгенные продукты безопасны, действительно ли они лучше обычных.
Будем надеяться, что эта статья ответила на самые насущные вопросы и развеяла самые распространённые страхи и предубеждения относительно ГМО. Поэтому, в следующий раз, когда вы увидите на полке магазина ГМ-продукт, не бойтесь — попробуйте! Вдруг он окажется вкуснее обычного?
Любые геномодифицированные продукты — вредно. Да, он может оказаться вкуснее, но это обман организма, т.к. полезности в таком продукте практически никакой. Всё, что создала природа — есть самое полезное и вкусное, поэтому изменения подобного рода нельзя применять в пищевой индустрии.
Gloosh
Природа та еще кудесница по части генной модификации ))
Американские ученые провели опыты на мышах и пришли к выводу, что арбузный сок предотвращает развитие атеросклероза сосудов. Одна группа мышей пила обычную воду, а вторая – арбузный сок. В результате сосуды второй группы были свободны от холестериновых бляшек.
Внимание! Сайт носит исключительно информационный характер.
Ни в коем случае не занимайтесь самолечением. В случае обнаружения у себя каких-либо симптомов заболеваний обращайтесь к вашему лечащему врачу.