Одним из наиболее тяжелых заболеваний у детей органов дыхания является хроническая пневмония. В большинстве случаев хроническая пневмония развивается на фоне повторения острых пневмоний и сочетается с заболеваниями носоглотки (аденоиды, тонзиллит и др.). Хроническая пневмония нередко сопровождается выраженным в разной степени астматическим синдромом.
О пользе физических упражнений
Физические упражнения широко применяются при всех стадиях и во все периоды заболевания как одно из мощных средств восстановительной терапии. Временным противопоказанием к применению физических упражнений являются периоды обострения, сопровождающиеся общим тяжелым состоянием ребенка, высокой температурой тела, кашлем, лейкоцитозом и др.
В этом случае упражнения назначаются на фоне медикаментозного лечения в первые дни острого процесса стабилизации при тенденции к улучшению клинической картины заболевания. В период ремиссии заболевания физические упражнения становятся одним из существенных факторов, обеспечивающих оптимальные условия для восстановления здоровья ребенка и возможно, обратного развития бронхо-легочного процесса.
В условиях поликлиники занятия упражнения с детьми проводятся в кабинетах физкультуры в основном групповым или малогрупповым методом. При создании групп для занятий упражнениями целесообразно учитывать стадию заболевания.
Основным принципом применения нагрузок при хронической пневмонии является дозировка продолжительности общей тренировки организма с систематическим использованием дыхательных упражнений. В отдельной методике занятий используют гимнастические упражнения с преимущественным действием на определенные мышечные группы (рук, ног, туловища, брюшного пресса и др). Эти упражнения могут проводиться с приборами (медицинболы, мячи, кольца) и снарядах .
Учитывая, что при хронической пневмонии нарушается функция сердца, рекомендуется в занятиях использовать упражнения, направленные на регуляцию ее деятельности — ритмичные движения в суставах, динамические упражнения с полной амплитудой движения и др. Упражнения постепенно усложняются сопротивлением и отягощением. В комплекс занятий также вводятся упражнения на координацию, на равновесие и корригирующие упражнения с целью профилактики и устранения имеющихся нарушений со стороны двигательного аппарата.
Среди общеукрепляющих упражнений значительное место охватывают упражнения в ходьбе и беге. Дозированный бег и эстафеты рекомендуется широко применять с детьми (подвижные игры). При подборе игр инструктору следует следить за регулировкой общего и эмоционального воздействия на организм ребенка.
На фоне упражнений общего развития и в сочетании с ними применяются специальные дыхательные упражнения. Учитывая то, что у детей, больных острой пневмонией, прежде всего поражается функция внешнего дыхания, необходимо настойчиво воспитывать единственно правильный вид дыхания — носовое дыхание. При выполнении упражнений как вдох, так и выдох должны осуществляться через нос, и лишь отдельные упражнения с произнесением звуков сопровождаются выдохом через рот.
Дыхательные упражнения способствуют углубленному дыханию и улучшают функцию легких
Под воздействием дыхательных упражнений увеличивается подвижность клетки груди, улучшается развитие костно — мышечного аппарата, улучшается осанка ребенка. Кроме того, в комплексах занятий дыхательные упражнения используются с целью нормализации физических сдвигов после нагрузочных физических упражнений.
Для достижения максимального расправления легких можно применять упражнения с усиленным вдохом (удвоение и утроение дыхания) и задержкой дыхания на несколько секунд на вдохе. В методике занятий упражнениями при пневмонии для развития дыхания определенной части легкого важное значение обретает обучение детей специальных статических дыхательных упражнений с работой определенной группы мышц для улучшения дыхательной функции пораженного легкого. Для этого используются упражнения с положения .
Обучение одностороннего, а также дыхания с сопротивлением ладонью и из специальных исходных положений, которые обеспечивают фиксацию оставшейся части легкого, проводится инструктором.
Все дыхательные упражнения чередуются с упражнениями для общего развития с произвольным дыханием.
Количество и дозировка дыхательных упражнений с улучшением состояния здоровья и ростом тренированности ребенка постепенно снижается. Ликвидации хронического очага заболевания, оздоровление, укрепление организма ребенка можно добиться только систематическим длительным и настойчивым тренировкам.
Поэтому дети требуют диспансерного наблюдения не только у врачей-педиатров, но и в кабинетах лечебной физкультуры, где они обучаются комплексам физических упражнений и проходят курс лечения в первые 2 месяца после заболевания. Проведенные во время занятий физические упражнения дают возможность на основе клинического и функционального состояния ребенка индивидуализировать методику занятий упражнениями, определить режим двигательной активности, закаливающие мероприятия и характер упражнений в дальнейшем в домашних условиях и в школе.
Самостоятельные занятия детей дома под присмотром родителей по рекомендованными специалистами комплексам упражнений.
Дети, которые занимаются дома, должны систематически консультироваться в кабинетах лечебной физкультуры. Кроме того, детям нужно обеспечить правильную организацию режима дня, питания.
Закаливание детей путем физического воспитания в школе в специальной методической группе и перевода их в подготовительную группу при хронической пневмонии решается индивидуально по показаниям в зависимости от состояния ребенка, данных функциональной стойкости дыхательной системы, частоты обострений заболевания. Перевод ребенка к основной группе в школе и допущение к занятиям спортом разрешается только после снятия ребенка с диспансерного учета по поводу хронической пневмонии.
Внимание! Сайт носит исключительно информационный характер.
Ни в коем случае не занимайтесь самолечением. В случае обнаружения у себя каких-либо симптомов заболеваний обращайтесь к вашему лечащему врачу.