Причины детских неврозов

Детская психика отличается высокой подвижностью. Это связано с неполным формированием типологических особенной личности, неразвитостью тормозных процессов нервной системы, и общей незрелостью коры головного мозга. Ребенок подвержен фазовым состояниям, то есть в это время его нервная система не реагирует полноценно на внешние и внутренние раздражители, на фоне чего и возникают неврозы.

81

Как и взрослые, дети обладают собственным типом высшей нервной деятельности. Каждый из них складывается из врожденных особенностей личности и системы воспитания. Ошибки, допущенные в воспитательном процессе, могут серьезно изменить врожденный тип личности, например: ребенок вырастет неуравновешенным и малоподвижным человеком вместо ожидаемого лидера. Не все дети на этом фоне могут совместить личные жизненные запросы и характер родительского воспитания, в результате чего образуется сбой — невроз.

Причины детских неврозов

79

Неудовлетворительные бытовые условия, разного рода заболевания, черепно-мозговые травмы и физическая неполноценность чаще всего становятся причинами неврозов. Однако заболевание может возникнуть и у совершенно здорового ребенка из благополучной среды. На формирование невроза влияет неграмотная организация жизнедеятельности детей и ошибки, допускаемые в воспитании. Важно своевременно увидеть эти факторы, и устранить их.
Кстати, невроз диагностируется и у детей грудного возраста. А ведь это исключительно приобретенное заболевание, дети не рождаются с повышенной нервозностью.

В норме младенцы до года большую часть времени спят и спокойно бодрствуют. Однако излишнее внимание взрослых к малышу, грубое вмешательство в физиологические потребности сна и питания, приводят к тому, что ребенок страдает от неполноценного сна, вздрагивает, будучи спящим, от ненужных в это время поцелуев и ласк, — все это в конечном счете приводит к неврозу у маленького ребенка.

78

Гиперопека, неконтролируемое проявление любви, отсутствие элементарной требовательности, — все это становится причиной неврозов у благополучных детей. Избалованные и заласканные дети не умеют играть самостоятельно, постоянно не знают, чем заняться, требуя постоянного внимания к своей персоне. Получая отказ, они легко входят в состояние известной всем детской истерики. Чтобы избежать этого, важно с ранних лет приучать малыша к самостоятельности, побуждать его к труду, поощрять его настойчивость и желание постигать что-то новое. На самом деле малыши любят быть самостоятельными, но родители активно мешают становлению этой положительной черты, стараясь сделать за ребенка все по-своему, пока он маленький.

Стремительное развитие интеллектуальных способностей (раннее обучение грамоте, изобилие развивающих игр и пр.) в возрасте 2-4 года, также негативно влияет на формирующуюся детскую психику. В младшем дошкольном возрасте ребенку важнее научиться строить отношения со своими ровесниками, поэтому так актуален вопрос социальной адаптации, развитию которой способствует достаточное пребывание малыша в детском коллективе. При этом взрослые должны помогать ребенку адаптироваться в этой среде, терпеливо разъясняя правила поведения в обществе, например: почему не следует отбирать игрушки или обижать других детей. Постоянные окрики, запугивание, обман и передразнивание ребенка приводят к тому, что он вырастает мнительным, нерешительным и недоверчивым к окружающим человеком. В результате таких ошибок воспитания у ребенка может развиться невроз, основными признаками которого является энурез, заикание и гиперактивный синдром.

80

Крайне нежелательно лишать ребенка общества сверстников, компенсируя его потребность в общении пребыванием во взрослой среде. Дети в дошкольном возрасте обладают высокими способностями к копированию и подражанию, у них развивается излишняя серьезность, повышенная склонность к разного рода фантазиям. А вместе с тем, у ребенка нередко складываются неверные социальные установки, что приводит к формированию эгоистических черт характера, неуважения к другим людям. К примеру ребенок с сильным типом высшей нервной деятельности при таком типе воспитания вырастает тираном, в первую очередь, мучающим своих же родителей. Этим объясняется и подростковая развязность, лживость, самовлюбленность, неуживчивость в коллективе.

Отрицательно воздействуют на детскую психику конфликты между родителями. Несогласие взрослых в воспитательном подходе к ребенку наносит на него колоссальную травму. Противоречие в предъявляемых требованиях становится причиной непослушания. Хуже сказывается на состоянии развивающейся психики малыша пьянство одного или обоих родителей, отсутствие условий, необходимых для его полноценного развития. Все это также является причинами детского невроза.

Нередко невроз развивается у ребенка на фоне развода или расставания родителей, смерти одного или обоих из них. В этом случае удар по детской психике будет крайне травмирующим, и такому ребенку просто необходима помощь психолога.
Иногда невроз развивается на фоне появления в семье младшего ребенка, и возникшей к нему ревности. Часто взрослые считают выходки детей избалованностью и испорченностью, не задумываясь что поведение может носить невротический характер. Запреты и постоянные окрики, замечания, нежелание понять приводят к отстраненности малыша, усилению в его нервной системе тормозных процессов. Родители должны разобраться в особенностях поведения своего чада, а также спокойно объяснить сложившуюся ситуацию и аргументировать свои требования.



Если взрослый сам страдает неврозом, то на воспитании детей это скажется крайне негативно. Родители с повышенной нервозностью отличаются раздражительностью и крайней несдержанностью, все это отражается на общении с ребенком. Крики, унижения, физические наказания, применяемые к детям, вводят их в фазовые состояния, приводя к обратному эффекту — послушание сменяется полным неповиновением. В подростковом возрасте такие дети отличаются вспыльчивостью, неприязненным отношением к собственным родителям, грубостью.

Школа также может стать причиной развития детских неврозов. Психотравмирующие ситуации — не редкость в школьной среде. Завышенные родительские амбиции по отношению к успеваемости ребенка, обучение в вечерние и вторые смены, отсутствие взаимопонимания с одноклассниками, конфликты с учителями, переживания об неудовлетворительных отметках, — все это приводит к переутомлению, перегрузке нервной системы, и впоследствии к неврозу по неврастеническому типу.

Среди детей младшего и подросткового возраста чаще встречаются неврастеничные формы невроза, значительно реже — истерического и психастенического неврозов. Лечением неврозов любого типа должен заниматься специалист. Каждая ситуация уникальна, поэтому методы лечения подбираются индивидуально для каждого ребенка. Но лечение не пойдет на пользу, если не исправить ошибки, созданные взрослыми в вопросах воспитания, не изменить условия окружающей среды, не исключить по максимуму негативные эмоции из жизни маленького человека.

С уважением,


  

28 июля, 2015
Оцените статью:
Оценить

Понравилось? Поделись с друзьями:

Комментарии
Популярная медицина
Комментируйте ВКонтакте
Читайте так же самое интересное
Популярное
Болезни сердца
Женские болезни
Гастроэнтерология
Ухо, горло, нос


Внимание! Сайт носит исключительно информационный характер. Ни в коем случае не занимайтесь самолечением.
В случае обнаружения у себя каких-либо симптомов заболеваний обращайтесь к вашему лечащему врачу.