Для решения этих проблем на начальных этапах иногда бывает достаточно самостоятельных занятий дома с малышом. Главное, чтоб эти занятия были систематическими. Сначала следует попробовать научить ребенка произносить неподдающийся звук отдельно от других. Когда у него будет хорошо получаться, можно переходить к произношению слога, затем слова, предложения и рассказов.
Также рекомендуется с 2-3 лет ежедневно делать артикуляционную гимнастику по 5-10 минут. Эта гимнастика помогает выработать правильные движения и определенные положения артикуляционных органов для произношения звуков.
Очень полезны пальчиковые игры. Зоны мозга, отвечающие за мелкую моторику и за речь, расположены рядом и могут влиять друг на друга.
Также надо больше разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы, вынуждая его пересказывать рассказы, сказки, мультфильмы. Пусть ребенок расскажет об играх и занятиях в садике, о книгах, которые им читали.
Если к пяти годам звуки так и не появятся, то, скорее всего, язык малыша — малоподвижный и необходимо воспользоваться помощью логопеда.
Заикание
Чаще всего заикание появляется у детей в 2,5 – 3 года. Это самый активный период формирования речевого аппарата и артикуляции голосовых мышц. Любой сбой в этом процессе может привезти к спазму мышц голосового аппарата. Причинами могут быть спешка, беспокойство, волнение ребенка.
В этих случаях родители должны очень внимательно относиться к ребенку: не торопить его, не перебивать, дать ему самому закончить фразу. Дети могут начать заикаться, потому что боятся, что их не дослушают, перебьют или накажут за что-то. Также может сказаться напряжение малыша из-за слишком строгого отношения родителей.
К тому же у детей этого возраста мысли и вопросы рождаются очень быстро, и они не успевают подобрать нужные слова или произнести их.
Считается, что раннее заикание со временем пройдет до расширения словарного запаса. Важно, чтобы родители старались не допускать причин, которые могут вызвать у ребенка спешку, напряженность, волнение. Чтобы они больше времени проводили с ребенком, разговаривали с ним, не исправляя и не подгоняя его речь. Малыш должен чувствовать дружеское родительское внимание и понимать, что они в любом случае его выслушают.
Заикание может возникнуть в результате физиологических изменений (родовая травма, органические нарушения в структуре речевых центров головного мозга, инфекционные заболевания и болезни органов речи) или в результате резкого эмоционального потрясения. В таких случаях необходима помощь логопеда и соблюдение следующих рекомендаций:
Соблюдение режима дня, продолжительность ночного сна не менее 10 часов, дневного – не менее 2 часов.
Много читать и играть в развивающие игры и поменьше смотреть телевизор.
Ежедневные прогулки на свежем воздухе не менее 2 часов.
Благоприятная обстановка в семье.
Занятия дыхательной гимнастикой для расслабления мышц речевого аппарата.
Правильная и неторопливая речь на личном примере родителей.
Давать возможность ребенку выражать собственные мысли.
Всегда отвечать на вопросы и комментировать слова малыша, чтоб он понимал, что его слушают.
Общее недоразвитие речи
Проявляется, когда у ребенка очень маленький словарный запас, и он не может связно описать элементарные вещи, путая при этом окончания, предлоги.
Причинами этого дефекта могут быть нарушения работы речевых зон мозга или обычная педагогическая запущенность. Эта проблема решается в логопедической группе в комплексе с домашними занятиями. С ребенком надо много общаться, выводя его на диалог, играть в пальчиковые игры.
Задержка развития речи
Этот дефект диагностируется у ребенка в 3-4 года, когда он или совсем не разговаривает или в его словарном запасе всего несколько слов. Если эта проблема остается после 4 лет, то это уже общее недоразвитие речи.
Для лечения этого заболевания, необходимо сначала выяснить его причины и устранить их. Этими причинами могут быть:
Психологические причины (с ребенком мало общаются и его речь не востребована);
Заболевания головного мозга;
Нарушения слуха.
Занятия с логопедом следует начать как можно раньше, сама эта проблема не рассосется и после 4 лет бороться с ней будет намного сложнее.
У знакомых у дитя были проблемы со слухом, так они долно по врачам ходили, но только на Борисовском проезде 19А им помогли. Сейчас мальчику шесть и вроде речь наладилась.
Внимание! Сайт носит исключительно информационный характер.
Ни в коем случае не занимайтесь самолечением. В случае обнаружения у себя каких-либо симптомов заболеваний обращайтесь к вашему лечащему врачу.