Психические и социальные причины заикания

erkek-cocuklari-konusma-bozuklugu-TD91

В настоящее время применяют различные методы лечения заикания, включающие в себя фармакологическое лечение, логопедическое и психотерапевтическое воздействия, внушения с помощью гипноза.

Возникновению и закреплению заикания часто способствуют психоэмоциональные и социальные факторы. Опишем наиболее распространенные причины заикания.

Фактор 1. Психическая травма

Чаще всего психическая травма, провоцирующая дефекты речи, приходится на ранний детский возраст: от 2 до 6 лет. Для большинства малышей резкая смена привычной обстановки наносит серьезный вред их психическому здоровью. Психическую травму у ребенка может спровоцировать поступление и первые дни пребывания в дошкольном учреждении. Негативно действует на психику ребенка переезд в новую квартиру, другой город или страну.

Психическую травму может причинить ситуация, вызвавшая сильный испуг у ребенка, сопряженный с речевой деятельностью. В этом случае дефект речи формируется под воздействием трех обстоятельств:

  • существующий запрет на речевое выражение своих переживаний;
  • наличие когнитивной оценки, подобно утверждению: «я не способен хорошо говорить»;
  • присутствие интенсивного страха речи.

В такой ситуации, когда у ребенка есть потребность высказать свои переживания, но его сдерживает убежденность в неспособности правильно излагать свои мысли, соседствующая со смертельным страхом, активизируется мускулатура речевого аппарата и нарушается координированная работа органов речи. Отсюда возникают частые повторения звуков и слов. В посттравматический период у ребенка может возникать мутизм – отсутствие спонтанной и ответной речи при сохраненной способности разговаривать. При этом на лице малыша отражается панический страх. Когда такой ребенок вновь начинает разговаривать, то делает это уже, заикаясь.

Проиллюстрируем примером. Пациент – пятилетний Вася С. После просмотра спектакля мальчик постарался пересказать содержание увиденного своим домочадцам. Во время пересказа у него спонтанно возникли остановки в речи. К вечеру ситуация ухудшилась: в речи мальчика отсутствовало ритмическое течение, и наблюдались очень частые остановки. Ребенок перепугался возникшему речевому дефекту и прекратил делать попытки разговаривать. Таким образом, увиденные действия на сцене спровоцировали чрезмерное возбуждение центральной нервной системы и стали причиной психической перегрузки. У мальчика развился дефект речи, протекающей в тонической форме – с часто возникающими паузами при говорении.

Фактор 2. Психотравмирующие причины, действующие продолжительно

Распространенной причиной заикания является продолжительное пребывание в психотравмирующих ситуациях. Касательно дефектов речи, возникших в детском возрасте, провоцирующим фактором выступает патологическое воспитание. Патологий воспитания описано множество, однако заикание часто возникает у детей, которые находились под чрезмерной опекой и были окружены повышенным вниманием. Также заикание может возникнуть у ребенка, который, наоборот, был предоставлен самому себе и лишен необходимого родительского внимания и заботы. Еще одним вариантом патологического взросления является шизофреногенное воспитание – ситуация, когда малыш получает от родителей взаимно противоречащие указания, либо, когда их отношение к ребенку беспричинно меняется.

Причина возникновения заикания – нарушение семейных ролей, взросление в неблагоприятной атмосфере, проживание с асоциальными родителями. К психотравмирующим факторам, провоцирующим дефекты речи, также относят продолжительное переживание негативных эмоций, связанных с существованием неразрешенных конфликтов.

Еще одним негативным фактором, провоцирующим заикание, является социальная депривация ребенка. Дети, которые проводят большую часть своего времени за компьютером и телевизором, испытывают колоссальные перегрузки нервной системы, при этом они лишены возможности применения и закрепления на практике своих речевых возможностей.

Фактор 3. Неправильный онтогенез речи

Возникновение дефектов при формировании речевой способности может быть спровоцировано самим ребенком или быть связано с неправильным построением обучающего процесса его родителями. Предпосылками для формирования заикания выступают:

  • неправильное дыхание при говорении, что лишает высказывания плавности;
  • ускорение темпа речи, объясняемое слабостью тормозных процессов у детей и недостатком контроля над своей речью;
  • мономорфное или диффузное нарушение звукопроизношения;
  • частое использование во фразах бессмысленных частиц и слов;
  • умышленное растягивание некоторых звуков.

Фактор 4. Принудительное ускорение речевого развития

Информационный перегруз психики ребенка очень часто связан с неадекватными требованиями родителей к его речевым способностям. Некоторые родители ставят перед ребенком непосильные задачи, нагружая его информацией, которую он не готов воспринять. Информационная перегрузка происходит, если малышу адресуют обобщенные понятия, с ним разговаривают сложными для понимания и произношения конструкциями. При стремительном принудительном увеличении лексикона у ребенка наблюдается избыточное возбуждение, что является причиной дыхательных судорог. В дальнейшем спазм речевого аппарата закрепляется, и возникают дефекты речи.

Заикание нередко возникает при попытках обучения ребенка иностранным языкам и общении с ним на двуязычии. Ранние попытки обучить малыша второму языку провоцирует снижение адаптивных возможностей центральной нервной системы и вызывает психические перегрузки.

Приведем пример. У четырехлетнего пациента Коли К. совсем недавно стали появляться прерывания речи в виде повторения отдельных звуков и слогов. Причина возникновения речевого дефекта заключалось в том, что его родители стремили ускорить развитие речи малыша. При обучении они использовали материал, который не соответствовал его возрастным возможностям. Они настойчиво пытались разучивать сложные для восприятия рифмованные тексты. Прикладывали усилия, чтобы ребенок выучил алфавит, который мальчик еще не был готов понять. Поскольку речевой аппарат малыша не был сформирован для таких операций, возникла перегрузка, за которой последовал невроз.

Фактор 5. Насильственное переучивание леворукости

Многие родители принудительно переучивают ребенка-левшу. Такие манипуляции приводят к существенному ухудшению психического здоровья малыша, вызывая болезненное психофизиологическое напряжение, именуемое декстрастресс. Следствием переучивания леворукости является появление невротического состояния, вызывающего заикание.



Фактор 6. Подражание заикающемуся человеку и закрепление привычки

Часто дефект речи у ребенка возникает, когда он имеет в своем окружении человека с заиканием. Малыш старается «копировать» манеру разговора заикающегося родственника. Ребенок также может подражать понравившемуся герою мультфильма, киноленты, спектакля.

Проиллюстрируем на примере пациента Джеймса. В юном детском возрасте малыш посмотрел представление, где главный герой был заикающимся человеком. Мальчику очень понравилась игра актера, и последующие дни он пытался ему подражать в манере разговора. После многократных повторений привычка разговаривать с заиканием закрепилась, и ребенок самостоятельно был уже не в состоянии вернуться к нормальному произношению слов.

Более подробную информацию о лечении заикания гипнозом можно узнать на сайте психолога, гипнотерапевта Геннадия Иванова classicalhypnosis.ru.

С уважением, Злодимир Ляхов


  

17 июля, 2017
Оцените статью:
Оценить

Понравилось? Поделись с друзьями:

Комментарии
Популярная медицина
Комментируйте ВКонтакте
Читайте так же самое интересное
Популярное
Болезни сердца
Женские болезни
Гастроэнтерология
Ухо, горло, нос


Внимание! Сайт носит исключительно информационный характер. Ни в коем случае не занимайтесь самолечением.
В случае обнаружения у себя каких-либо симптомов заболеваний обращайтесь к вашему лечащему врачу.