Умственная отсталость (олигофрения) — стойкое нарушение и недостаточность психического развития, обусловленное прежде всего патологией развития интеллектуальной деятельности на фоне органических нарушений центральной нервной системы.
Данное заболевание представляет собой следствие самых разных форм патологий психической деятельности человека, связанных с генетическими, интоксикационными или органическими повреждениями мозга. При этом олигофрения, представляющая собой врожденный психический дефект, отличается от приобретенного слабоумия.
Олигофрения — это не болезнь, но состояние, при котором наблюдается стойкое недоразвитие всей психики.
Клинической картине умственной отсталости свойственно не только общая психическая неполноценность, но и различные соматические и неврологические проявления, которые являются своеобразным показателем неправильного развития всего организма. Особенно это относится к тем случаям, когда имеет место биологическое повреждение зародыша и патологии развития его центральной нервной системы.
Степени
Несмотря на идентичные причины развития умственной отсталости, степень и тяжесть заболевания может быть различной. Различают четыре основные степени:
легкая (дебильность);
умеренная (имбецильность);
тяжелая (тяжелая умственная субнормальность);
глубокая (идиотия).
При дебильности отмечается ограничение к абстрактному мышлению, неспособность овладения математическими знаниями, ограниченные возможности логических обобщений, суждений, бедность ассоциаций, плохая память. Двигательная активность выражена неуклюжестью, угловатостью, медлительностью или напротив, повышенной суетливостью. Встречаются при этой степени заболевания и нарушения речи.
К степени умственной отсталости, которую можно характеризовать как умеренную, относится имбецильность. При данной степени заболевания механическая память заметно снижена, а мышление приобретает конкретно-действенные формы. Словарный запас больных очень ограничен, а дети значительно отстают в физическом развитии. Внимание у таких людей неразвито, наряду с этим страдают эмоционально-психические характеристики. Эти люди выражают внешнее безразличие и подавленное настроение.
Следует заметить, что все степени умственной отсталости имеют ряд аналогичных признаков, но для каждой формы эти признаки могут носить особый характер. Так, третья тяжелая умственная субнормальность по своей клинической картине сходна с умеренной умственной отсталостью. При этом у больных наблюдаются моторные нарушения и другие патологии, указывающие на повреждения центральной нервной системы.
Самой тяжелой степенью олигофрении является идиотия, которая характеризуется практически полным отсутствием мышления и речи. Больные ограничены к способности выполнения инструкций или определенных требований. Большинство больных малоподвижны, страдают недержанием кала и мочи, у них наблюдается отсутствие невербальной коммуникации.
Причины
Причины заболевания заключаются в поражении центральной нервной системы на ранних стадиях развития головного мозга, как правило, это происходит во внутриутробном периоде развития плода. В то же время в случае приобретенного слабоумия расстройство психики возникает у здорового до того человека, что позволяет обнаружить у него остатки былых навыков и знаний.
Одной из причин умственной отсталости являются наследственно обусловленные формы заболевания, к которым относятся хромосомные аномалии (синдром Дауна, синдром Вильямса), дисфункции отдельных генов. Причиной развития болезни Дауна становится хромосомная ошибка, которая выражена в трисомии хромосомы.
Причиной развития умственной отсталости может стать внутриутробное поражение эмбриона факторами физической или инфекционной природы, а также нарушения во время процесса родов, приведшие к асфиксии плода или родовой травме. Кроме того, повлечь развитие болезни может гипоксия головного мозга, травмы головы. Но все же чаще всего причины умственной отсталости лежат в плоскости внутриутробного развития плода, как следствие влияния отрицательных факторов на период беременности. Гораздо реже причиной заболевания может стать запущенность в развитии детей в начальные годы жизни.
Умственная отсталость у детей
Умственно отсталый ребенок соматически может выглядеть практически здоровым, в то время как может наблюдаться стойкое недоразвитие его психики. При этом умственная отсталость у детей выражена в недоразвитии эмоциональной сферы ребенка. Своевременно поставленный правильный диагноз является важным условием для коррекционного воспитания такого ребенка.
Следует отметить, что олигофрения возникает крайне редко уже после того, как сформирована речь ребенка, а потому диагностировать заболевание можно на ранних стадиях. К одному из видов умственной отсталости у детей относится полное слабоумие, при котором распад интеллекта является необратимым явлением. Часто наблюдаются случаи заболевания у детей, которые сопровождаются шизофренией и эпилепсией, что значительно осложняет течение болезни. Такие дети признаны инвалидами.
Дети олигофрены очень сильно отстают в развитии от своих сверстников, они нервны, раздражительны и ослаблены, часто страдают энурезом. При этом умственная отсталость у детей характеризуется отсутствием интереса к окружающему их миру, к контакту с взрослыми и со сверстниками. Такие дети не умеют действовать не только по определенным словесным инструкциям, но даже и по наглядному образцу. Кроме того, умственная отсталость у детей, выраженная ситуативным пониманием речи, может сохраняться до поступления в специальное учебное заведение
Лечение
Признаки умственной отсталости становятся наиболее очевидными, когда ребенок приобретает речевые и двигательные навыки. У детей с нарушениями центральной нервной системы отмечается задержка в развитии всех навыков, которые он должен приобрести к трехлетнему возрасту: держание головы, сидение, ползанье, произношение слогов и отдельных слов. Такие дети импульсивны, их эмоциональные реакции не имеют полутонов.
Для того чтобы проводить эффективное лечение умственной отсталости необходимо точно установить диагноз заболевания и причины патологического состояния. С этой целью составляется родословная, исключается наследственный дефект обмена веществ, проводится цитогенетическое обследование.
В случае установленной причины лечение умственной отсталости проводится определенным образом с помощью специфической терапии. Так, в случаях, когда причиной заболевания является нарушения метаболизма, назначается диетотерапия. Специальная терапия проводится в качестве лечения умственной отсталости и в случаях, когда причиной заболевания являются врожденный токсоплазмоз или сифилис.
При эндокринопатиях используется гормональное лечение умственной отсталости. В качестве медикаментозной терапии применяют специальные лекарственные средства, которые способны подавлять определенные негативные влечения. Большое значение в процессе лечения умственной отсталости играют специальные лечебно-воспитательные учреждения, в которых разработаны специальные программы развития детей олигофренов.
Внимание! Сайт носит исключительно информационный характер.
Ни в коем случае не занимайтесь самолечением. В случае обнаружения у себя каких-либо симптомов заболеваний обращайтесь к вашему лечащему врачу.