Психическое развитие крепко связано с физическим, поэтому использование лечебной физкультуры при лечении аутизма очень важно и дает существенные результаты. Больной проявляет не только интерес к новым навыкам движения, но и таким образом быстрее адаптируется в коллективе. Постоянное занятия ЛФК улучшают обучаемость и исправляют недостатки в речевом, физическом развитии больного.
В прошлом веке был разработан и стал очень популярным метод Карела и Берты Бобатов, который показал себя эффективным для детей первых лет жизни. Суть метода заключается в том, что выбираются позы, которые блокируют возможность воспроизведения патологических рефлекторных движений. Например, если принять позу «эмбриона», то в процессе ее воссоздания уменьшается тонус мышечной массы и тонус конечностей. Обучая ребенка выполнять движения правильно, в положении «эмбриона» заблокируется «неправильный», патологический позотонический рефлекс.
Если нарушены двигательные функции, то рекомендуют применять метод невролога из Чехии, В.Войты. С помощью этого метода стимулируют движения ползанья и поворотов, которые в свою очередь стимулируют моторику развития ребенка. Те мышцы, которые участвуют в движении, ощущают приток крови, в них повышаются процессы регенерации. Больные, как правило, начинают стремиться к познавательной деятельности, у них улучшается самочувствие и общий настрой.
Упражнения при аутизме
Для развития моторики у больных аутизмом отлично подойдут эти упражнения:
Марш – относится к крупной моторике, из себя представляет простую двигательную активность. При этом ребенок повторяет движения за взрослым, например, имитация шага. Сначала лучше начать с шага на месте, постепенно включая движения рук, а потом и шага вперед.
Батут – прыжки на батуте лучше всего помогают больным аутизмом развить крупную моторику и убрать тревогу. Доказано, что у определенного процента больных, занимающихся на батуте, исчезает интенсивное повторяющееся поведение. Подобная активность в принципе помогает успокоиться и контролировать свое поведение.
Мяч – игры с мячом, хотя и очень просты, доставляют огромное удовольствие. Начните с простого перекатывания мяча, не нужно спешить сразу играть в «поймай мяч», так как к этому нужно идти постепенно. Это поможет развиться навыкам зрительного движения, наблюдения за объектами. По мере результата можно переходить и к другим упражнением, например, ударам ногой по мячу, отбиванию его от пола, ловле мяча руками.
Равновесие – для больных аутизмом зачастую удержание равновесие является сложным, в то время как крупная моторика требует ее развития. Хорошим упражнением, помогающим развить равновесие, является ходьба по тонкой линии.
Полоса препятствий – уникальные упражнения для развития моторики. Курс при этом вовсе не обязательно должен быть сложным. Можно начать всего лишь с одного препятствия. Это поможет больному развить навык упорядочивания действий, что в дальнейшем способствует достижению целей путем выполнения инструкций.
Внимание! Сайт носит исключительно информационный характер.
Ни в коем случае не занимайтесь самолечением. В случае обнаружения у себя каких-либо симптомов заболеваний обращайтесь к вашему лечащему врачу.