С первого гуления и до полноценного общения в школе навыки речи у малыша развиваются в определенном порядке.
Этапы речевого развития в зависимости от возраста малыша
В два – три месяца
В этом возрасте ребенок начинает гулить, произносит разные звуки – «а» или «ы», а может быть, «у», часто сочетая их с «г».
От семи до девяти месяцев
Ребенок может произносить слога – па-па-па или ба-ба-ба, ма-ма-ма, малыш лепечет.
Период с одиннадцати до тринадцати месяцев
В этом возрасте малыш уже может произносить осмысленные слова из двух слогов. Папа или мама, дядя или баба.
В два – три года
Малыш может произносить предложения.
Если речь малыша в норме, то этапы развития именно такие. Если же есть отклонения от нормального развития речи, то обязательно проконсультируйтесь у логопеда. Важно, чтобы ребенок говорил правильно. Если дефекты речи в запущенном состоянии, то их очень трудно исправлять.
Основные признаки, указывающие на нарушение речи ребенка
К концу первого месяца малыш не кричит, когда хочет кушать, к концу четвертого – не улыбается и не гулит.
К концу пятого месяца малыш не прислушивается, когда играет музыка, к концу седьмого – не различает голоса родных и не реагирует на похвалы или замечания.
Ребенку уже девять месяцев, а он не лепечет и не способен повторять за мамой и папой звукосочетания, а также слоги.
В десять месяцев ребенок не прощается, помахав ручкой и не здоровается кивком головы.
К году малыш до сих пор не произнес ни одного слова и не может выполнять простые просьбы.
В год и четыре месяца малыш не называет родителей мамой и папой.
В год и девять месяцев ребенок не может осмысленно произнести несколько слов.
К двум годам ребенок не может показать своих родителей, бабушек и дедушек на фото и не способен показать части своего тела.
В два года и пять месяцев ребенку непонятно, чем большой отличается от маленького.
В три года ребенок не может назвать свою фамилию и имя, не способен пересказывать стишки и коротенькие рассказы.
В четыре года ребенок не может назвать цвета и рассказать стих.
Какие возможны дефекты речи?
Нормально развивающиеся с точки зрения речи дети делятся на молчунов и говорунов. Первые созерцательны и начинают говорить поздно, хотя дефекты в речи отсутствуют. Им всегда нужно адаптироваться к новой обстановке. Этим детям очень важно, чтобы их понимали и слышали. Если в два – три года ваш молчун так и не заговорил, то обратитесь к специалисту.
Какой диагноз может поставить ребенку логопед?
Дислалия – дефекты в произношении звуков. При этом словарный запас у ребенка хороший, он умеет правильно строить предложения и согласовывать слова.
Дизартрия – этот диагноз говорит о нарушении в произношении. Оно может быть вызвано недостаточной работой нервов, которые являются связующим звеном речевого аппарата с ЦНС. В этом случае наблюдается нарушение произношения всех групп звуков.
Речь ребенка смазанная, нарушается голосообразование и ритм, а также интонации темп речи.
Ринолалия – из-за анатомических дефектов речевого аппарата нарушается тембр голоса. Ребенок гнусавит, разговаривает «в нос».
Заикание – в возрасте от двух до двух с половиной лет может нарушиться темп и ритм, плавность речи. Это может быть вызвано судорогами мышц лицевого аппарата. Ребенок останавливается во время разговора, повторяет отдельные звуки и слога, иногда добавляет перед словами лишние звуки.
Профилактические меры
Разговаривайте при ребенке отчетливо и нетороплива, ваша речь должна быть правильной.
Ограничьте общение ребенка с заикающимися детками.
Не ссорьтесь при малыше, не должно быть конфликтов в семье.
Не допускайте травм психического и физического характера.
Не перегружайте своего малыша, делясь с ним информацией и впечатлениями.
Не стоит пытаться сделать из своего ребенка вундеркинда.
Не пугайте ребенка страшными сказками.
Не наказывайте малыша пребыванием в темном помещении, не бейте его.
Какие еще возможны диагнозы у логопеда?
Алалия – в возрасте до трех – пяти лет у ребенка полностью или частично отсутствует речь. Такое нарушение возможно при недоразвитии или поражении речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, которое могло наступить еще во внутриутробном развитии или раннем. При моторной алалии малыш понимает речь, но не может разговаривать, при сенсорной – он даже не понимает то, что говорят другие, может автоматически повторять чужие слова.
Мутизм – на фоне психической травмы речевое развитие ребенка прекращается. При общем мутизме малыш вообще не разговаривает, при избирательном – молчит, протестуя против какого-то события или человека.
Детский аутизм – ребенок замыкается в себе, в своих переживаниях. Пи таком состоянии психики он отстраняется от внешнего мира. Наблюдается отсутствие элементарных бытовых навыков и речи.
Такие дети легко возбудимы, они могут быт даже агрессивными. Часто они зацикливаются на чем-то. С первых месяцев ребенок не прижимается к маме и не стремится общаться с близкими. Такие дети чувствуют необоснованную опасность, например, могут испугать стола или стула, при этом не боясь высоты или собаки.
Общее недоразвитие речи – такие расстройства речи ОНР сопровождаются нарушением формирования всех компонентов речевой системы. У ребенка нарушено произношение и различение звуков. Словарный запас такого ребенка довольно мал, затруднено и словообразование, а также словоизменение. Неразвитая связная речь.
Что может говорить о системных нарушениях речевой деятельности?
Ребенок поздно начал разговаривать – первые слова он произнес в три, четыре или пять лет.
Речь неправильно оформлена и грамматически, и фонетически.
Понимая речь других людей, малыш не может правильно выражать свои мысли.
У детей с ОНР речь малопонятная.
Здесь можно выделить три уровня развития речи:
Полное отсутствие или наличие некоторых элементов речи. В этом случае детки могут лепетать некоторые слова, при этом каждое из них может обозначать разные понятия. Вместо названия действий ребенок может употреблять название предметов. Ребенок с первым уровнем речевого развития не умеет строить фразы, не произносит многих звуков.
Особенностями второго уровня речевого развития является достаточно большой словарный запас ребенка с двухсловными и трехсловными фразами. При этом слова искажаются, неправильно строится предложение. Согласование слов нарушено, в сложных словах ребенок может переставлять слоги или добавлять новые.
Третий уровень характеризуется отсутствием нарушений в развитии сторон речи, но наличием нарушений в оформлении слов и предложений. Такой ребенок неправильно употребляет окончания, упрощает сложные предлоги. Его словарный запас большой, но нет знания нюансов – частей тела например. Ребенок неправильно образует уменьшительно-ласкательные формы. Могут быть неправильно произнесены и слога в сложных словах.
Внимание! Сайт носит исключительно информационный характер.
Ни в коем случае не занимайтесь самолечением. В случае обнаружения у себя каких-либо симптомов заболеваний обращайтесь к вашему лечащему врачу.